JoomlaWatch Stats 1.2.9 by Matej Koval
Понимание эмоций
12.02.2010 11:28

Лицо - система, которая передает множество сигналов и информации.

Лицо покажет больше, чем просто один тип сигнала, раскрывая более одного сообщения. Пытаясь понять, что передает эмоция, можно смотреть на

неверный сигнал. Или возможно Вы просто не отличаете эмоциональные сообщения от других, которые передает лицо.

Если вы хотите знать какую эмоцию испытывает человек, то вы должны следить за временными изменениями на лице, так как именно эти быстрые лицевые сигналы дают информацию об эмоциях.

Если бы Вы пытались определить чей-то возраст, то Вам нужно обратить внимание на более устойчивые аспекты лица, такие как мышечный тонус или глубокие морщины.

Лицо предоставляет три типа сигналов: статичный (цвет кожи), медленный (постоянные морщины), и быстрый (подъем бровей). Статические сигналы включают в себя много более или менее постоянных аспектов лица - пигментацию кожи, форму лица, костную и хрящевую структуры, жировые отложения, а также размер, форму, и расположение лицевых черт (бровей, глаз, носа, рта). Медленные сигналы включают в себя изменения на лице постепенно приходящие с годами. В дополнение к появлению постоянных морщин, с возрастом происходят изменения мышечного тонуса, структуры кожи, и даже цвета, главным образом в последние годы полового созревания. Быстрые сигналы производятся движениями мимических мышц, приводящих к временным изменениям на лице, изменениям положения и формы лицевых черт. Данные изменения вспыхивают на лице на мельчайшие доли секунды.

Все эти три типа лицевых сигнала могут быть изменены или скрыты по личному желанию, хотя невероятно трудно изменить статические и медленные сигналы. Меняя прически можно кардинальным образом корректировать эти сигналы. С помощью челок, к примеру, можно изменить видимый размер лба, или можно скрыть возрастные глубокие морщины. Косметикой, такими аксессуарами, как темные очки, и как самая крайность - пластической хирургией можно изменить статические и медленные лицевые сигналы так, что они начнут передавать различный набор сообщений. Быстрые лицевые сигналы можно изменить или скрыть сдерживанием активных мышц или маскировкой одного выражения другим или скрыванием лица при помощи бороды или солнечных очков. Так, при помощи быстрых, медленных или статичных сигналов можно целенаправленно или случайно ввести человека в заблуждение.

Лицо - не только система знаков (быстрых, медленных, статичных), но и система сообщений. Лицо передает информацию об эмоциях, настроении, отношении, характере, интеллекте, привлекательности, возрасте, поле, расе и т.д. Когда мы говорим об эмоциях, то подразумеваем передаваемые чувства, например, страх, злость, удивление и т.д. Когда мы испытываем эти чувства, мышцы лица сокращаются, и на лице видны изменения. Появляются и исчезают морщинки, временно изменяется положение и/или форма бровей, глаз, век, ноздрей, губ, щек и подбородка. Исследования показали, что точную оценку эмоции можно дать, исходя из быстрых лицевых сигналов, а также были выявлены специальные лицевые сигналы, которые различают каждую из основных эмоций.

Необходимо отметить, что эмоциональные сообщения не передаются ни медленным, ни статичным лицевым сигналом; однако, эти сигналы могут повлиять на те значения, которые передает эмоция. Если у человека овальное или круглое лицо, морщинистое или гладкое, тонкие или полные губы, пожилое или молодое лицо, мужское или женское лицо, будь он представителем негроидной, монголоидной или европеоидной расы, то это ничего не говорит о его настроении. Но может повлиять на ваше впечатление о человеке.

Например, если по быстрым лицевым сигналам вы видите, что человек злится, то вы можете решить, что причину его злости, а также его вероятное поведение в этом состоянии можно объяснить медленными и статичными сигналами, указывающими на его возраст, пол, расу, личность, темперамент и характер.

Как увидеть чувства на лице и как отличить искренние чувства от поддельных?

Настроение и эмоции тесно связаны, и проявляются на быстрых лицевых признаках. Настроение отличается от эмоций тем, что вовлечённые чувства продолжаются больше времени. Например, чувство гнева, длительностью в несколько минут, даже час, называется эмоцией. Но если человек зол весь день, или злится несколько раз в день, или несколько дней, значит это настроение. Такого человека можно описать, как "раздражительный" или в "злобном расположении духа". Возможно, хоть и в редких случаях, что человек в подобном расположении выразит гнев на всем лице, в течение всего периода.

Намного чаще частица выражения гнева может оставаться на лице продолжительное время (сжатая челюсть, напряжение в нижних веках, сжатые губы или опущенные края бровей). Настроение можно заметить ещё одним способом - частотой появления полного выражения за некоторое время. Нетрудно будет понять, что человек находится в злобном расположении духа, потому что днём он очень часто злился. Также быстрыми выражениями проявляется: депрессия (лицо с признаками печали, страха или и того, и другого), тревога (признаки страха), и эйфория (лицо с признаками счастья и возбуждения). Быстрые лицевые сигналы также посылают эмблематические сообщения. В наших исследованиях мы употребляем понятие эмблемы, чтобы описывать сигналы особого назначения, бессловесный эквивалент обычного слова или фразы. Например, подмигивание, в знак согласия ("ещё бы", "конечно") или флирта ("ты не против?"). Лицевые эмблемы сравнимы с маханием рукой, в знак приветствия или прощания, и кивком головы, в знак согласия или несогласия. Такие движения необычны и легко отличимые. Их значения одинаковы во всей культуре или субкультуре.

Поднятые и удерживаемые брови на расслабленном лице - это пример эмблемы. Подобное движение бровей - это часть быстрого проявления удивления, но если одновременно не двигаются веки и нижняя часть лица, значит это вопросительное выражение.

Есть еще и другие эмблемы, которые можно было бы назвать эмоциональными, потому что, сообщение, которое они передают, раскрывает эмоцию.

Эти эмоциональные эмблемы похожи на лицевое выражение эмоции, но все-таки они различны для того, кто их видит и знает, что даже если эти эмблемы и появляются на лице говорящего, то это не значит, что человек проявляет свои чувства; говорящий лишь ссылается на эмоцию. Например, одна из эмоциональных эмблем отвращения проявляется при сморщивании носа, что является частью лицевого выражения отвращения.

Когда отвращение используется в качестве эмоциональной эмблемы, то это единственный параметр, который проявляется вместе с небольшим подъемом верхней губы, и это выражение быстро вспыхивает и гаснет на лице, и поэтому его нельзя путать с реальным лицевым выражением отвращения.

Сообщением является отвращение ("Но, сейчас у меня нет такого чувства"), когда быстрые лицевые сигналы используются для передачи эмоциональных и эмблемных сообщений. Также они используются в качестве речевых маркеров.

Есть люди, которые жестикулируют, чтобы подчеркнуть слово или фразу во время разговора. Можно делать тоже самое и с быстрыми лицевыми сигналами, выделяя сказанное словами лицевыми ударениями, запятыми и точками. Лицо посылает множество мимолётных сигналов, вдобавок к тем, которые изображают эмоцию, или используются в эмоциональных эмблемах, или выделяют слова. Гримасы, кривляния, пантомимы; движения, востребованные речью; такие действия, как покусывания губ, облизывания губ, и т.д. мы не примем во внимание, так как они не относятся к лицевым проявлениям эмоций, но часто принимаются за такие проявления. Лицо посылает много сообщений, вдобавок к проявлениям эмоций и настроения.

Мы знаем характерные сигналы в каждой части лица, которые передают сообщения страха, удивления, печали, счастья, гнева, отвращения, и в различных комбинациях. Если Вы хотите улучшить свое понимание лицевых выражений, для того чтобы Вы могли истолковать показанные другими людьми и более компетентно воспринять Ваше собственное лицо, тогда Вы должны сосредоточить свое внимание на быстрых лицевых сигналах и их отличительных сообщениях. Бесполезно смотреть на медленные и статические лицевые сигналы в поиске информации об эмоции. Вам необходимо узнать тонкие и очевидные различия и общие характеристики эмоций при их проявлении на лице и при их переживаниях. Вам следует научиться отличать лицевые выражения эмоций от лицевых эмоциональных знаков, других лицевых знаков и лицевых маркеров.

Если не Наблюдать за Лицом

Проблемы в понимании лицевых выражений возникают по большей части потому, что люди не смотрят на лица друг друга. А так как большинство лицевых выражений эмоций непродолжительные, то часто вы можете упустить важную информацию. Некоторые лицевые выражения очень быстрые и длятся всего долю секунды. Их мы называем микровыражениями. Большинство людей не замечают их или просто не осознают их важность. Эти очень быстрые микровыражения могут выдать эмоции, которые человек старается скрыть. Даже более привычные макровыражения часто длятся всего несколько секунд. Редко, когда лицевое выражение эмоции длится пять или десять секунд. Но если это происходит, то чувство должно быть сильным, настолько сильным, что одновременно с лицом задействован и голос через плач, смех, хохот или слова. Даже если вы и не смотрели на лицо человека, вы, скорее всего, не пропустите эти сильные эмоции, потому что вы будете их слышать.

Однако очень часто длительные лицевые выражения не являются истинными выражениями эмоций. Это притворные выражения, которые человек старается передать в преувеличенном варианте. Притворство таких выражений очевидно. Иногда человек не обязательно притворяется, а показывает с виду поддельное выражение. Предположим, что вы согласились с кем-то на смелую проделку, но в итоге она оказалась более рискованной, чем вы думали. Вы показываете поддельное выражение настоящего страха. Таким образом вы покажете собеседнику свои чувства, чтобы он тоже выразил свою нерешительность. А несочувствующий человек не будет высмеивать ваш поддельный страх.

Легко понять, отчего микровыражения могут остаться незамеченными - они очень скоротечны. Но, даже более длинные макровыражения, длящиеся две или три секунды, часто не замечаются, потому что на лицо не смотрят. В некотором смысле это звучит парадоксально, потому что лицо требует внимания. И, как центр главных сенсорных входов - зрения, слуха, обоняния, и вкуса — и главного коммуникативного выхода - речи, несет большое значение в общественной жизни. Кроме того, большинство людей распознает своих половинок частично по лицу. Целые отрасли промышленности трудятся для улучшения внешнего вида лица. Гораздо легче распознать человека по лицу, чем по телу. Частная жизнь будет намного чаще выставляться на всеобщее обозрение, если в газете будет опубликована фотография лица, сделанная в неподходящий момент, чем если бы опубликовали фотографию тела. А общественность всегда падка на фотографии известных и малоизвестных лиц.

Когда вам рассказывают о человеке, которого вы никогда не видели, то вы захотите взглянуть на фотографию его лица; обычно вы не думаете о том, что хотите посмотреть на фотографию ясно показывающую тело. Когда Вы видите человека в анфас, то вы больше смотрите на лицо, чем на тело, если только, возможно, нет некоторого сексуального интереса. Во время разговора вы изредка непрерывно смотрите на лицо собеседника. Вы, вероятно, чаще отрываете свой взгляд от собеседника, чем смотрите прямо на него. Подумайте о том, как обычно расставляют стулья, или как вы их передвигаете, когда собираетесь присесть и с кем-нибудь побеседовать. Обычно люди не сидят лицом к лицу, а наоборот, рядом или под углом друг к другу. Когда ваша голова выпрямлена, вы, как и ваш собеседник, оба смотрите в свободное пространство; это происходит почти всегда. Чтобы взглянуть на лицо человека, вы время от времени поворачиваете голову. В настоящее время исследуются те случаи, когда два человека при разговоре смотрят друг на друга. По-видимому, когда вы говорите, вы поворачиваетесь к собеседнику чтобы узнать, согласен ли он, доволен, зол, заинтересован, заскучал, и т.п. Вы хотите узнать, хочет ли человек что-либо добавить. Вы смотрите на него, если он некоторое время не давал вам понять, что слушает вас ("м-гм", "да", "хорошо", "ага", "неужели", и т.д.), для проверки. Взглядом вы даёте человеку знать, что пришло его время говорить.

Если вы не намерены прекращать свою речь, следует быть осторожным, и не смотреть на собеседника, когда делаете паузу. Когда слушаете вы, то иногда смотрите на человека, когда он делает ударение на каком-либо слове или в конце фразы. Тон его голоса повышается и он ждёт от вас какого-либо ответа. В некоторых случаях, по крайней мере один человек смотрит на другого намного чаще. Будучи зрителем, вы не стесняетесь всё время смотреть на лицо выступающего.

Он дал вам разрешение в силу своей и вашей роли. Будучи следователем, вы можете постоянно смотреть на лицо допрашиваемого, так как это ваша работа. Вероятно так бывает всегда, когда в официальной беседе авторитет одного человека выше чем у его собеседника. Вы можете постоянно всматриваться в лицо человека также и в обратной ситуации. Влюбленных, по крайней мере, тех, кто все еще встречается, можно узнать по тому, как они продолжительно и беззастенчиво смотрят друг другу в лицо.

Почему большую часть времени вы не смотрите в лицо своего собеседника? Почему вы можете отвернуться именно в тот момент, когда он может показать эмоциональное выражение лица? Частично ответ заключается в вежливости - вас воспитали не пялиться на человека.

Вы не хотите показаться грубым и назойливым, узнавая информацию, которой собеседник с вами делится. Кроме этого, вы не хотите смущать его или сами не хотите смущаться. Если он хочет, чтобы вы знали о его чувствах, он может высказать это словами; иначе вы можете перейти границы допустимого.

Смотреть в лицо другого человека - очень личное. Вы можете себе позволить это только в том случае, если человек сам дает вам на это право. Например, он общественный деятель или ваша социальная роль допускает подобное (вы следователь, работодатель, судья, родитель и т.д.) - или вы открыто хотите более близких отношений, приглашая своим взглядом взгляд собеседника. Но есть и обратная сторона монеты. И дело совсем не в вежливости и не в желании смутить кого-то или самому смутиться. Часто вы не смотрите в лицо другого человека, потому что не хотите обременять себя тем, что он чувствует и необходимостью что-либо предпринимать. Если вы не смотрите в его лицо, соответственно, вы ничего не знаете или можете сделать вид, что не знаете. Пока этот человек не выскажет все словами, вы совершенно не обязаны реагировать на его чувства.

Если у собеседника на лице недовольство или злость, и вы это видите, и он знает, что вы видите, то, вероятно, вам придется выяснить, не являетесь ли вы причиной его злости. Если он печален, то вам, возможно, надо будет его успокоить или помочь ему; тоже самое стоит сделать, если он боится. Во многих социальных взаимоотношениях люди очень неохотно признают или берут на себя ответственность за чувства других людей. Кроме названных выше распространенных причин, почему некоторые люди не хотят смотреть на лица, могут быть и другие, которые идут из детства. Вероятно, у них был не совсем положительный опыт, когда они были детьми, и их научили не смотреть на выражения лиц определенных людей или на определенные выражения, причем неважно, что они при этом показывают.

Если вы хотите улучшить свое понимание выражений лица, то вы должны пересмотреть, когда вы хотите знать об эмоциях других людей, и хотите ли вы вообще о них знать. Возможно вам придётся избавиться от своих старых привычек, которым вы следовали, не задумываясь; которые мешали вам распознавать многие проявления эмоций.

Преграда в общении.

Лицо - только один источник информации, доступный во время разговора. А проблема в том, что некоторые сообщения упускаются, по причине вмешательства других источников информации, требующих к себе внимания. В большинстве разговоров это зрение и слух, то, что вы видите и слышите - ваши надёжные чувства. Когда вы слушаете разговор, вам доступны по крайней мере три звуковых источника информации: слова, голос, а также скорость речи, количество пауз, частота прерываний речи такими словами, как "эээ", "ммм".

Вашему зрению доступны по крайней мере четыре источника информации: лицо, наклон головы, поза, а также движения рук, ног и ступней. Все эти источники в звуковом и зрительном каналах могут указать вам на эмоцию. Звуковой и зрительный каналы обладают своими преимуществами и недостатками в общении как для говорящего, так и для слушателя. Говорящий может полностью исключить звуковой канал, просто замолчав и прекратив любую передачу информации для собеседника. Для говорящего это является преимуществом, а для слушателя - недостатком. В некоторой степени, зрительный канал постоянно присутствует.

Говорящий всегда сохраняет определённую позу, положение рук, выражение на лице; тем самым слушатель всегда получает некоторую информацию. Если говорящий человек видит заинтересованность собеседника, то благодаря звуковому каналу он передаст свою мысль с большей вероятностью. Слушателю необязательно поворачивать уши к собеседнику, чтобы получить сообщение, так как его звуковой канал всегда открыт. Со зрительным каналом всё иначе.

Человек, возможно, заинтересован, но не успевает заметить скоротечное сообщение. Отправитель может использовать в своих интересах это, чтобы "вставить" сообщение в визуальный канал, чтобы прокомментировать зрителю, без знания человека, с которым он разговаривает.

Например, один человек может послать другому визуальный сигнал, чтобы тот избавил его от скучного разговора, при этом надоедливый собеседник не заметит этого призыва к помощи. Но с другой стороны, если говорящий все же хочет, чтобы собеседник получил это собщение, то он должен подождать, пока тот не сфокусируется на нем визуально, и уже затем отправлять сообщение через зрительный канал. Таким образом, когда и говорящий, и слушающий показывают заинтересованность в беседе, слуховой канал получает преимущество через принятие посланных сообщений. Однако, слушающему намного легче показать поддельный интерес через слуховой канал, чем через зрительный. Можно притвориться слушающим, когда вы киваете время от времени или вставляете в речь собеседника междометие "мммм", а на самом деле вы слушаете другой разговор или заняты своими мыслями. Но нет никаких знаков подобного слухового обмана, при котором слушающий притворяется, что смотрит на говорящего, но на самом деле смотрит на того, кто стоит рядом или позади говорящего; ничего, что могло бы выявить, что взгляд слушающего направлен на другую деятельность.

По тому, как смотрящего определить проще, чем слушающего, то говорящий и слушающий могут легче обезопасить себя от лишних глаз, чем от лишних ушей. И хотя есть повтор или совпадение информации, передаваемой через оба канала, происходит естественное распределение труда, поэтому каждый канал передает определенный вид информации лучше другого. Большинство информации, особенно фактической, лучше всего передавать словами.

Когда вы стараетесь объяснить, где находится музей, кто сыграл главную роль в фильме, голодные ли вы или сколько стоит обед, вы делаете это при помощи слов. В подобных случаях вы прибегните к визуальному каналу в качестве основного, если вы не можете говорить или вас невозможно услышать, или ваша информация включает некую демонстрацию (например, как добраться до почтового отделения). Тон голоса и визуальный канал служат дополнительной информацией при словесном сообщении. Добавляются нюансы, подчеркиваются некоторые моменты, а также то, насколько серьезно следует принимать информацию, высказанную словами.

Визуальный канал можно использовать и для фактических сообщений, например, знаковый язык североамериканских индейцев или язык глухонемых, но преимущество, очевидно, за словами. Слова можно также применять для описания чувств или их объяснения, и обычно для этого их используют вместе с другими источниками. Здесь однако, преимущество за визуальным каналом, так как быстрые лицевые сигналы - первичная система для выражения эмоций. Именно по лицу вы можете узнать, какие чувства испытывает собеседник - злость, отвращение, страх, печаль и т.д.

Слова не всегда могут описать чувства человека; часто словами невозможно выразить то, что вы видите на лице собеседника в эмоциональный момент. И когда дело доходит до эмоций, словам доверяют меньше, чем выражению лица. Если кто-то говорит вам, что он злится, и его лицо показывает тоже самое, то это так и есть. Но вас должно насторожить, если он говорит, что злится, а на лице нет никаких признаков злости.

А если происходит обратное, человек выглядит сердитым, но не выражает свои эмоции словами, то вы должны усомниться в его словах, а не эмоциях; вас должно заинтересовать, почему он не признает того, что чувствует. Эмоциональные сообщения можно также передавать голосом, положением тела, движением рук и ног. Но мы не знаем, передают ли они эмоции также точно, как и лицо. Они могут просто выразить то, что человек расстроен, но не скажут, какое чувство стоит за этим - злость, страх, отвращение или печаль. Ясность и точность других источников эмоциональных сообщений остается неизученной.

Однако мы знаем, что лицо - главная сигнальная система для ясного и точного выражения особых эмоций. При двух каналах (из семи) - слуховой и визуальный - передающих информацию, общение становится затрудненным. Говорящий посылает поток сигналов и, возможно, делает это небрежно, в свою очередь, у слушающего барьер, в результате чего он пропускает некоторые сигналы.

При визуальном канале люди обращают больше внимания на лицо; лицевые выражения настроены лучше движений тела, поэтому люди больше смотрят на лицо, чем на движения тела. Но слуховой канал, особенно выражаемый словами, получает больше внимания как от говорящего, так и от слушающего, потому что так можно передать множество самой разнообразной информации о чем угодно, за исключением эмоций. Вы можете пропустить важную информацию об эмоциях на лице, так как задействованы и другие информационные источники, поэтому возможно затруднение в ее восприятии.

Даже если вы фокусируетесь на выражении лица также, как и на словах, слова получат больше внимания, потому что вы всегда их услышите, а для визуальной информации необходимо будет смотреть на выражение лица. Тем не менее, для передачи информации об эмоциях, лицо важнее слов.